Чем отличается следователь от дознавателя

Дознаватель – это должностное лицо, которое относится к органу дознания. Большую их часть составляют сотрудники органов внутренних дел (полиция). К дознавателям также относятся работники: пограничной службы, пожарного надзора, ФСБ, налоговой полиции, командиры ВЧ и т.д.

Как правило, проверки данных должностных лиц проводятся по сообщениям о правонарушениях, общественная опасность которых сравнительно невелика.

Следователь – это сотрудник правоохранительных органов (следственный комитет, прокуратура), который производит предварительное следствие по возбужденному уголовному делу. У данного должностного лица есть широкий спектр полномочий – значительно шире, чем у дознавателя. Так, следователь может возбудить уголовное дело, принять его к своему производству, направить по подследственности (территориальности), провести следственные (процессуальные) мероприятия, давать органу дознания письменные поручения по ОРМ (оперативно-розыскным мероприятиям), обязательные для исполнения.

Сравнение

Таким образом, следователи осуществляют производство по более сложным уголовным делам, а дознаватели, по сути, призваны избавить их от различной «мелочёвки». Речь идёт не только о престиже профессии, но и специальной подготовке. К компетенции дознавателей относятся относительно простые составы преступлений, а общественная опасность – невысокой.

Дознавателями в полиции в большинстве случаев являются оперуполномоченные и участковые инспекторы, которые делают наиболее «грязную» работу. Специализированная служба дознания расследует дела по 68 составам преступления.

Следователь может давать поручения дознавателю, а также иным структурным подразделениям правоохранительных органов – в пределах своей компетенции. Дознаватель всё делает самостоятельно, от получения заявления для рассмотрения до направления уголовного дела в суд. Как следователи, так и дознаватели могут проводить проверочные мероприятия, включая сбор доказательств, назначение экспертиз, проведение неотложных следственных мероприятий.

Кто такой дознаватель

Дознаватель — согласно Уголовно-процессуальному кодексу РФ должностное лицо органа дознания, работающий (служащий, профессия) в следственном или ином подразделении (органе) дознания по итогу своей деятельности составляет судебный акт, к уголовной ответственности самостоятельно не привлекает, осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ, а потому право обжаловать действия субъекта менее компетентного автоматически распространяется и на право обжаловать действия субъекта более компетентного: руководителя органа дознания, начальника подразделения дознания, органа дознания.

Отличие от следователя

Дознаватель проводит досудебное расследование в соответствии с законом, а его деятельность схожа с деятельностью следователя, но она является более ограниченной.

Приобрести статус дознавателя возможно в двух случаях:

  1. В первом случае, когда должностное лицо ОВД, назначенное на должность дознавателя, правомочно в силу своего служебного положения осуществлять расследование преступлений в форме дознания. Назначение сотрудника ОВД на должность дознавателя оформляется приказом начальника ОВД (УВД) по отделу кадров.
  2. Во втором случае, когда начальник органа дознания уполномочил кого-либо из должностных лиц ОВД осуществлять уголовно-процессуальные действия или, иными словами, делегировал подчиненному сотруднику осуществление уголовно-процессуальных полномочий, присущих дознавателю. В этом случае начальник органа дознания путем письменного распоряжения (резолюции) на соответствующих документах адресует подчиненному сотруднику указания на осуществление процессуальных действий.

Возбуждение уголовного дела

Если оперативный уполномоченный по результатам доследственной проверки сообщения о преступлении экономической направленности придет к выводу о том, что в материалах имеются данные, указывающие на признаки уголовного преступления, то он вправе направить материал в следственное подразделение для принятия итогового решения.

Вместе с тем он вправе сам вынести постановление о возбуждении уголовного дела, пользуясь при этом правилами ст. 157 УПК РФ. Данная норма определяет компетенцию органа дознания и предоставляет право на возбуждение уголовного дела другому субъекту, не следователю, но вместо него.

С целью попытки оптимизировать деятельность по рассмотрению сообщений о преступлениях в 2014 году в отдельных территориальных органах МВД России было принято решение о проведении эксперимента, в ходе которого рассматривать сообщения о преступлениях должны были только следователи или штатные дознаватели с учетом правил о подследственности. Сотрудникам других служб было запрещено принимать процессуальные решения по материалам.

Обжалование действий и постановлений должностного лица (жалоба)

Уголовно-процессуальный кодекс РФ позволяет обжаловать действия и постановления дознавателя, путем подачи жалобы вышестоящему руководству, в прокуратуре по ст. 124 УПК РФ или в суде по ст. 125 УПК РФ.

Вопросами обжалования занимается опытный адвокат по уголовным делам или в зависимости от уголовного дела: адвокат по наркотикам, адвокат по мошенничеству и адвокат по ст 158 ук рф.

Форма предварительного расследования

Следует учитывать, что определение формы предварительного расследования — это общая задача как первой, так и второй стадии уголовного процесса — стадии предварительного расследования

О правильности данных выводов говорит также то, что ст. 150 УПК РФ регламентирует формы предварительного расследования в качестве общего условия именно второй стадии уголовного процесса, так как структурно находится в главе 21 «Общие условия предварительного расследования», расположенной в разделе VIII «Предварительное расследование». А учитывая то, что раздел VII «Возбуждение уголовного дела» не содержит аналогичных норм, то сама возможность уголовно-процессуальной аналогии изначально определяет определение формы предварительного расследовании и подследственности в качестве основной задачи именно второй стадии уголовного процесса, делая данную задачу в стадии возбуждения уголовного дела факультативной.

Дознаватель в Министерстве обороны РФ (армии)

В качестве органов дознания выступают также командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов.

Деятельность указанных субъектов в качестве органов дознания раскрывается в Приказе Министра обороны РФ от 19 декабря 2003 г. № 446 «Об организации деятельности органов дознания в Вооруженных Силах Российской Федерации»; кроме того, имеются указания Министра обороны РФ от 24 марта 2006 г. № 205/2/65, утвердившие Методические рекомендации по вопросам взаимодействия личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации с представителями органов предварительного расследования.

Для непосредственного осуществления своих процессуальных функций орган дознания — командир воинской части назначает своим приказом из числа наиболее подготовленных, подчиненных ему офицеров дознавателей, которые, являясь должностными лицами органа дознания, обладают процессуальными полномочиями, предусмотренными ч. 3 ст. 41 УПК РФ.

Один из них назначается старшим дознавателем, ему, как правило, поручается расследование наиболее сложных дел.

Дознаватели назначаются, как правило, из расчета:

  1. на полк (корабль 1-го ранга) — 5 — 6 дознавателей;
  2. на отдельный батальон (корабль 2-го ранга) — 3 — 4 дознавателя;
  3. на отдельную роту (корабль 3-го ранга, дивизион кораблей 4-го ранга) — 1 — 2 дознавателя;
  4. на штаб (выше полка) и учреждение (военно-образовательное учреждение профессионального образования) — 2 — 5 дознавателей.

Возмещение причиненного вреда

При этом согласно ч. 2 ст. 1070 ГК РФ вред, причиненный при осуществлении правосудия, возмещается в случае, если вина судьи установлена приговором суда, вступившим в законную силу.

В остальных случаях вред, причиненный гражданину, а также вред, причиненный юридическому лицу органами дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, — за счет казны субъекта РФ или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.

Что такое незаконные действия

К незаконным действиям закон относит незаконное осуждение, незаконное привлечение к уголовной ответственности, незаконное применение в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконное наложение административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, а также иные последствия незаконной деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда.

Также необходимо добавить, что согласно Определению Конституционного Суда РФ от 4 декабря 2003 г. № 444-О вред, причиненный гражданину в результате незаконного задержания в качестве подозреваемого, подлежит возмещению за счет казны в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия и прокуратуры.

Публикуем обзор статьи, как только она выходит. Отдельно информируем о важных изменениях закона.

Присылаем статьи пару раз в месяц. Подписываясь, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Поделиться с друзьями

Общие характеристики

Начнем с азов. Кто же такие следователи и дознаватели? Где они работают и какую функцию выполняют? Могут ли они работать совместно или каждый сам по себе? Конечно, вопросов возникает масса. Но на каждый из них можно ответить.

Следователи и дознаватели. Кто они? Начнем с последнего. Дознаватель – это, прежде всего, должностное лицо.

Основное место расположения (или подчинения) – орган дознания. Основная масса дознавателей находится в штате Министерства внутренних дел, проще говоря – в полиции. Однако полицией дело не ограничивается.

Статусом «дознаватель» может так же обладать сотрудник пограничной службы, сотрудник Федеральной службы безопасности. Так же не редко в налоговой полиции и пожарном надзоре встречается данная должность. Дознаватель, в основном, работает с мелкоуголовными делами, которые не создают большой общественной опасности, а так же с административными делами.

Следователь же локализуется только в прокуратуре или следственном комитете, так как является сотрудником органов правоохраны. В обязанности следователя входит ведение предварительного следствия по ранее возбужденному делу. Данное должностное лицо имеет достаточно широкий круг полномочий.

Гораздо больше, нежели у своего вышеназванного коллеги. В полномочия следователя входят:

  • Возможность возбуждения уголовного дела.
  • Принятие его для собственного производства.
  • Проведение различных следственных мероприятий.
  • Делегирование дознавателям письменные поручения, которые являются обязательными для исполнения последними.

Совпадения

Видя этот перечень должностных обязанностей следователя, может сложиться ошибочное мнение, будто дознаватели являются более низким звеном в структуре внутренних органов. Однако это совсем не так. Дознаватели могут расследовать дела по почти что 70 различным составам преступления (если быть точным, то 68, но и это достаточно много).

К тому же, дознаватели принимают на себя весь основной «удар» гражданского населения по различным мелкоуголовным и административным вопросам. Это, в свою очередь, позволяет следователям не отвлекаться на поиски украденного велосипеда, а заниматься более крупными и серьезными делами, которые могут представлять значительную опасность для общественности.

Следователь же может обращаться за помощью, а так же с различными поручениями, к дознавателю. Плюс к иным подразделениям, которые находятся в сфере его компетенции. Однако это не значит, что дознаватель находится в полной власти следователя.

Дознаватель имеет полное право действовать самостоятельно, проводя все этапы – от заявления до передачи материалов в суд.

Объединяющим моментом первых и вторых должностных лиц является то, что они могут производить какие-либо проверочные действия, в том числе сбор улик и постановления о проведении различных экспертиз.

Различия

В чем же состоят различия между этими двумя должностями. Из сравнения, что было описано чуть выше, можно сделать такие выводы:

  1. Следователь и дознаватель занимаются различными категориями дел. У дознавателей – мелкоуголовные и административные, у следователей – более значимые с точки зрения общественной безопасности.
  2. Следователь может делегировать дознавателю в письменном виде некоторые, необходимые для выполнения, действия, отнимающие много времени.
  3. Дознаватель не имеет права заниматься делом следователя, в то время как следователь может заниматься делом дознавателя.
  4. Следователь обладает большей самостоятельностью в возбуждении и ведении дела, вплоть до передачи материалов уголовного дела в суд. Дознаватель же должен получить разрешения на свои действия у руководителя органа дознания.
  5. Следователь может работать исключительно в следственном комитете и прокуратуре. Статус дознавателя можно получить, работая и в иных ведомственных учреждениях.
  6. Следователь может самостоятельно возбуждать дела, закрывать их или приостанавливать. Дознаватель такими полномочиями не обладает.

Характеристика профессий следователя и дознавателя

Так кто эти люди, чем они занимаются? Какие функции являются основополагающими в их профессиональной деятельности и где они вообще трудятся? Работают они вместе или отдельно? Вопросов множество, попытаемся найти на них ответы.

Дознаватель – это должность. Подчиняется дознаватель органам дознания и работает непосредственно в таких органах. Практически все дознаватели являются сотрудниками Министерства внутренних дел, а если сказать просто, они – сотрудники полиции.

Но кроме полицейских, статус дознавателя может быть присвоен также работникам пограничной и таможенной службы, сотрудникам ФСБ. Бывает, что должности дознавателей присутствуют в штате налоговой полиции или пожнадзоре.

Как правило, дознаватели занимаются межуголовными делами, то есть такими, что не несут особой опасности для общества, а также в их ведении находятся административные дела

А вот следователь, в отличие от дознавателя, работает либо в органах прокуратуры, либо в следственном комитете, поскольку он – сотрудник правоохраны. Среди его непосредственных обязанностей – ведение предварительных следствий по уже возбужденным делам.

Полномочия следователя довольно обширны, по сравнению с полномочиями дознавателя. Среди таковых следует выделить:

  • право на возбуждение уголовных дел;
  • принятие уголовного дела в производство и дальнейшее его ведение;
  • осуществление мероприятий, необходимых в процессе следствия;
  • создание для дознавателей особых поручений, которые те обязаны принять к исполнению.

Что общего между дознавателем и следователем?

Учитывая вышеизложенное, можно ошибочно полагать, что дознаватель стоит ступенью ниже следователя в иерархии внутренних органов. На самом деле это не так.

Дознавателям дано право вести расследование по 68 составам преступления, это весьма широкий спектр работы. Именно дознавателям приходится работать с населением, то есть брать на себя удар по сбору информации и разъяснительной работе, как в сфере уголовного законодательства, так и административного. Таким образом, они освобождают следователей от такой работы как поиски украденных колес, сумок, и те могут спокойно работать над более серьезными делами, несущими угрозу для общества в целом.

Следователь часто `с дознавателями, может просить их о помощи и даже давать некоторые поручения в рамках расследуемых дел. Однако это не означает, что следователь имеет власть над дознавателем, ведь тот вправе работать в одиночку, без привлечения следственного комитета, таким образом, он может работать над делом и самостоятельно довести его до суда.

Объединяет же этих должностных лиц то, что они вправе проводить различные проверки, собирать улики, получать по запросам результаты разнообразных экспертиз.

В чем разница?

Несмотря на то, что должности имеют очень много общего, следует помнить, что:

  1. Категории дел, которые ведут следователь и дознаватель отличаются. Дознавателям передают административные и межуголовные дела, следователям — те, что имеют значение в обеспечении безопасности всего общества.
  2. Следователь вправе передать дознавателям выполнение мероприятий, которые требуют много времени для своего осуществления, в том числе и сбор информации по отдельным делам.
  3. Дознаватель не имеет права вести дело следователя, и наоборот. Однако они могут работать над делом вместе.
  4. Следователь более самостоятелен, он вправе по своему усмотрению возбуждать дело, в то время, как дознаватель вынужден обращаться за разрешительными документами в судебные инстанции и к руководителю органов дознания.
  5. Следователь вправе самостоятельно закрыть дело или приостановить. У дознавателя нет такой возможности.
  6. Следователь работает только в органах прокуратуры или следственном комитете, а дознаватели работают в разнообразных государственных учреждениях.

Различия между этими должностными лицами существенны, но они выполняют одну работу, очень сложную и порой грязную. Если то, чем занимается дознаватель, передать следователю в работу, он просто будет терять огромное количество времени на мелкие дела, тем самым теряя нить собственного расследования, весьма значимого в масштабах общества.

Adblock
detector