- В каких случаях можно провести взаимозачёт
- Особенности составления акта
- Акт зачета взаимных требований между организациями (образец)
- Акт взаимозачета – правовое и фактическое основания
- Инструкция по заполнению акта взаимозачета
- Как правильно составить акт
- Кем и когда составляется документ
- Какие могут быть ошибки
- Как провести взаимозачет между организациями в 1С
- Как сделать взаимозачет в 1С
- Проводки
- Как распечатать акт взаимозачета в 1C
Акт взаимозачёта сам по себе не носит самостоятельный характер, так как зачёт обязательств происходит по исполнению требований, предусмотренных другими договорами. Он составляется по требованию одного из контрагентов, который желает осуществить сверку взаимных требований организаций. По такому акту возможно осуществить как полный зачёт взаимных требований, так и их части.
В каких случаях можно провести взаимозачёт
Поводы для осуществления мероприятия перечислены в Гражданском кодексе РФ. Взаимозачёт между организациями возможен, если по договору соблюдены три обязательных условия:
- у организаций должны быть выдвинуты друг к другу требования (встречные требования);
- требования, выдвинутые организациями, должны носить однородный характер по отношению друг к другу;
- срок одного из встречных требований наступил, договором обусловлен не был либо срок был определен до момента востребования.
В случае несоблюдения второго и третьего пунктов взаимозачёт всё равно возможно произвести по соглашению сторон.
В каких случаях невозможно произвести взаимозачёт
Взаимозачёт невозможен в следующих ситуациях:
- в случае истечение срока исковой давности по требованию;
- объектом договора являются отношения по взысканию алиментов;
- обязательство предполагает пожизненное содержание гражданина;
- обязательство предполагает возмещение причиненных убытков физическому или юридическому лицу;
- обязательство связано с возмещением убытков за причинение вреда жизни и здоровью гражданина.
Также, несмотря на отсутствие вышеперечисленных обязательств в договоре, взаимозачёт всё равно может быть невозможен по следующим причинам:
- организация-участник соглашения проходит процедуру по банкротству;
- организация намерена средствами, полученными по итогу взаимозачёта, оплатить свою задолженность по оплате взносов в уставной капитал организации.
Особенности составления акта
Законодательством не предусмотрена единая форма для акта взаимозачёта. Его можно составить в свободной форме посредством компьютерной печати или от руки, соблюдая общие требования, предъявляемые к договорам.
Преамбула акта
В преамбулу документа должны входить стандартные для всех договоров позиции, а именно:
- дата и место составления акта;
- полное наименование организаций-контрагентов (указать ИНН и ОГРН) с указанием ответственных на заключение договора лиц, уполномоченных на то уставом организации, доверенностью или иными документами.
Преамбула акта должна выглядеть следующим образом:
Г. Курган апреля 2025 года
ОАО «Фифти-Фифти» ИНН 763478923467 ОГРН 1368684567987 в лице старшего юриста Пучкова Клима Александровича, действующего на основании генеральной доверенности от 01.04.2024 г., с одной стороны, и ООО «БанкЛейбл» ИНН 456781234564 ОГРН 5367890345676 в лице ген. Директора Пирожкова Артура Тиграновича, действующего на основании Устава, с другой стороны, в свою очередь, составили акт взаимозачёта о нижеследующем:
Основная часть документа
В основной части акта участникам договора необходимо указать следующие моменты:
- во-первых, необходимо обозначить то, на основе каких документов будет произведен взаимозачёт между сторонами со ссылками на них. Такие документы должны быть приложены к акту;
- во-вторых, следует отметить, какими именно действиями, операциями будет произведен взаимозачёт с освещением их количественных и качественных характеристик;
- в-третьих, в обязательном порядке необходимо отметить, какие именно обязательства будут погашены производимым зачётом.
Суммы, указываемые в акте, следует расшифровать в буквенном виде. Такое написание имеет больший юридический вес и поможет избежать банальной опечатки.
Зачёт может быть произведён не в полном, а лишь в частичном объёме. В таком случае контрагентам следует указать сумму, которая была зачтена настоящим актом, и остаток по основному долгу с указанием срока его погашения.
Акт составляется в количестве двух экземпляров, что также необходимо отметить в документе. По одной копии для каждого из контрагентов. Экземпляры имеют идентичную юридическую силу. Далее отмечается сумма зачёта производимых требований.
Так должна выглядеть основная часть акта:
1.Стороны договора считают обязательства, предъявляемые друг к другу, исполненными посредством поведения взаимозачёта встречных требований.
2. Основания возникновения исполненных требований:
2.1. В соответствии с выполнением работ, произведённых ОАО «Фифти-Фифти» по договору подряда от 15.10.2023 г. №567/С, ООО «БанкЛейбл» обязан уплатить подрядчику сумму в размере 100 000 тыс. руб. (сто тысяч рублей) не позднее 10.04.2024 г.
2.2. В соответствии с договором купли-продажи автомобиля от 20.10.2023 г. №623/В ОАО «Фифти-Фифти» обязано оплатить купленный у ООО «БанкЛейбл» автомобиль в сумме 100 000 тыс. руб. (сто тысяч рублей) не позднее 15.04.2024 г.
3. Взаимный зачёт произведён в отношении вышеуказанных требований. Сумма взаимного зачёта составила 100 000 тыс. руб. (сто тысяч рублей).
4. Акт взаимозачёта составлен в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному для каждой из договаривающихся сторон.
Ниже по документу следует его подписание сторонами договора в лице уполномоченных на то должностных лиц организаций. Заверить автографами необходимо все составленные экземпляры. Только после подписания сторонами акт приобретает юридическую силу. Постановка печатей организаций на акте необязательна.
Акт может быть составлен для взаимозачёта более чем между двумя организациями. В таком случае количество составленных экземпляров будет равняться количеству участвующих сторон.
Акт зачета взаимных требований между организациями (образец)
Если погашается задолженность двух организаций, то необходимо оформить два экземпляра акта. В бланке нужно указать дату его оформления, наименование населенного пункта. Далее следуют реквизиты каждой из организаций – наименование, реквизиты руководителя.
Необходимо привести перечень документов, подтверждающих возникшую задолженность (договора, накладные и другие документы), указать их даты, номера.
Также указывается сумма задолженности, которая подлежит взаимному зачету, оставшаяся не зачтенная сумма должна быть перечислена на расчетный счет в установленные сроки. Для этого может быть выставлен дополнительно счет на оплату.
Все суммы прописываются прописью и цифрами во избежание ошибок и двусмысленных чтений. Заполненный бланк акта подписывается обеими сторонами и ставятся печати организаций. Данный акт служит основанием для зачета взаимной задолженности и выполнения необходимых проводок. Ниже приводится пример заполнения акта между двумя организациями.
Акт взаимозачета – правовое и фактическое основания
Право на применение операций взаимозачета в одностороннем уведомительном порядке содержится в ст. 410 ГК РФ. На практике чаще составляется единый документ, подписанный сторонами. Как правило, его подписанию предшествует проведение выверки расчетов, однако акт сверки не имеет такого же правового значения.
Основание составления акта – наличие встречно направленных однородных требований. Чаще всего это денежные требования. Массовое применение зачета, в том числе многосторонние зачеты, было характерно два десятилетия назад и сопровождало имевший место в эти годы «натуральный обмен».
Акт взаимозачета имеет преимущество перед односторонним уведомлением о зачете, поскольку снимает потенциальные проблемы, связанные с возражениями другой стороны.
В КонсультантПлюс есть множество готовых решений, в том числе о том, как оформить взаимозачет. Если у вас еще нет доступа, вы можете оформить пробный доступ бесплатно, на временной основе! Вы также можете получить актуальный прайс-лист К+.
Инструкция по заполнению акта взаимозачета
Акт имеет вполне стандартную структуру с точки зрения делопроизводства.
- В «шапке» акта пишется название документа с коротким обозначением его сути. Далее вписывается населенный пункт, в котором ведет деятельность компания, выписывающая акт, а также дата его создания.
- Затем указывается информация о первой компании: вносится ее наименование с указанием организационно-правовой формы (ИП, ООО, ОАО, ЗАО), должность ответственного лица (обычно здесь пишут Директор, Генеральный директор или указывают иного, уполномоченного на подписание подобного рода документов сотрудника) его фамилию, имя, отчество (полностью).
- Указываем, на основании какого документа он действует (Устав, Доверенность, Положение и т.п.).
- Далее аналогичная информация вносится о второй стороне: название организации, должность, фамилия, имя, отчество ответственного лица и документ, на основании которого он действует.
Вторая часть акта касается подробных сведений о том, на основании каких договоров возникли взаимные задолженности (с указанием ссылки на них – номера и даты составления), а также полные их суммы с обеих сторон (цифрами и прописью).
Фиксируется факт согласия погашения взаимных финансовых (или иных материальных) претензий путем взаимозачета (здесь следует обязательно указать, полный или частичный взаимозачет). Если одна сторона должна второй большую сумму, то в акте следует прописать, в течение какого срока с момента его подписания, оставшийся долг должен быть погашен.
В завершающей части акт должен быть подписан всеми заинтересованными сторонами (здесь указывается должность, фамилия, имя отчество сотрудника подписывающего документ). Акт можно заверить печатями, но это не обязательно.
В акте взаимозачёта может фигурировать как две стороны (основной вариант), так и более. Каждой — свой экземпляр!
Как правильно составить акт
Использование какой-либо утверждённой формы бланка данного документа не предусмотрено нормативными актами. Поэтому предприятия имеют право составлять его в свободной форме или использовать самостоятельно разработанный шаблон, содержащий все реквизиты, установленные ФЗ-402 «О бухгалтерском учете».
Акт должен иметь две копии. Один экземпляр для каждой стороны сделки. Если сторон больше, то для каждой стороны заполняется отдельный бланк. Все копии документов имеют юридическую силу.
Важно! На каждом экземпляре акта взаимозачета должна стоять подпись руководителя.
К нему в обязательном порядке следует приложить копии документации, которые являются причиной возникновения задолженности.
Прежде чем, приступить к составлению акта, между предприятиями должен быть составлен акт сверки взаимных расчетов.
Его заполнение не является строго обязательным, но он поможет сотрудникам бухгалтерии подтвердить задолженности и избежать конфликтных ситуаций с контрагентами.
Кем и когда составляется документ
Можно сказать, этот документ пользуется большой популярностью у организаций, которые относятся к представителям среднего и малого бизнеса. Практика показывает, именно такие компании чаще всего испытывают финансовые трудности. Именно акт взаимозачета является оптимальным вариантом решения проблем, связанных с деньгами.
Акт оформляется на основании заявления, которое может составить одна из сторон. По обоюдному желанию документ может позволять погасить весь долг, или его часть. Если долг погашается не полностью, необходимо указать, что будет происходить дальше с его оставшейся частью.
Например, компания-должник обязуется перевести остаток долга на расчетный счет контрагента в течение какого-то определенного периода времени.
Перед оформлением акта ответственные сотрудники организации проводят сверку документов. Затем главный бухгалтер, при помощи других уполномоченных сотрудников, приступает к составлению акта взаимозачета. После этого документ обязательно должен быть подписан директором фирмы.
Однако нужно знать, основным условием составления данного акта является то, что обязательства между контрагентами являются однородными. Например, можно оформлять взаимозачет только оказанных услуг, только денежных средств, каких-либо выполненных работ. Если обязательства не являются однородными, составление акта теряет всякий смысл, ведь документ не будет обладать юридической силой.
Какие могут быть ошибки
Чтобы акт обладал юридической силой, при его составлении нельзя допускать никаких ошибок. Наиболее частыми из них являются:
Как провести взаимозачет между организациями в 1С
Рассмотрим, как сделать взаимозачет в 1С на примере.
13 сентября Организация заключила с покупателем ООО «Пилигрим» договор № 625 на поставку мебели на сумму 100 300 руб. в т. ч. НДС 18%.
18 сентября мебель реализована покупателю.
22 октября ООО «Пилигрим» по договору № 705 от 17.10.2018 оказала консультационные услуги стоимостью 66 080 руб. в т. ч. НДС 18%.
31 октября стороны подписали соглашение о зачете взаимных требований по договорам № 625 и № 705 на сумму 66 080 руб., что подтверждено актом взаимозачета.
Как сделать взаимозачет в 1С
Данные по кредиторской и дебиторской задолженности можно сформировать автоматически по кнопке Заполнить — Заполнить все задолженности остатками по взаиморасчетам .
Тогда обе вкладки будут заполнены остатками, и нужно будет только откорректировать графу Сумма расчетов , указав в ней сумму взаимозачета.
Итоги взаимозачета выводятся внизу документа:
- Дебиторская задолженность и Кредиторская задолженность — сумма задолженности, которая будет зачтена после проведения взаимозачета;
- Разница — должна равняться «0». Если в данном поле есть сумма, значит, задолженности не равны, и нужно откорректировать графу Сумму расчетов , указав в ней наименьшую сумму задолженности (сумму взаимозачета).
Проводки
Взаимозачет между организациями проводки в 1С 8.3.
Документ формирует проводку:
- Дт 60.01 Кт 62.01 — проведен взаимозачет с контрагентом.
Как распечатать акт взаимозачета в 1C
Нажмите кнопку Акт взаимозачета документа Корректировка долга .
При необходимости подсвеченные поля можно откорректировать из печатной формы.
Мы рассмотрели проведение взаимозачета с помощью документа Корректировка долга в 1С 8.3, а также где найти, как сделать и провести акт взаимозачета в 1с 8.3.